Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
центр психолого-педагогической, медицинской и  социальной помощи
Центрального района Санкт-Петербурга
«Развитие»
(ППМС-центр «Развитие» Центрального района  Санкт-Петербурга)
Главная страница Сведения об образовательной организации Основные сведения Структура и органы управления Документы Образование Образовательные стандарты и требования Руководство. Пед. (научно-педагогический) состав Материально-техническое обеспечение Стипендии и другие виды материальной поддержки Платные дополнительные услуги Финансово-хозяйственная деятельность Вакантные места для приема (перевода) Доступная среда Международное сотрудничество Организация питания в ОУ Наставничество Новости О ППМС-центре «Развитие» Медиация Дистанционное обучение ТПМПК ИПРА Планы Советы психолога и логопеда Программа Отдел профилактики Расписание Информация для школ и детских садов Профилактика негативных явлений Методические объединения Инновационная деятельность Родителям Противодействие коррупции Безопасность детей Если вы попали в сложную ситуацию Полезные ссылки Контакты Карта сайта
Назад

Многоуважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!

Эта статья для тех, кто неравнодушен к развитию своих детей, кто заранее беспокоится об обучении ребёнка в школе. Кого волнуют вопросы, часто звучащие на моих консультациях: «Как сделать так, чтобы ребёнок научился слушать и слышать? Как помочь малышу освоить азы чтения и письма? Как предупредить столь частые ошибки  при чтении и на письме?». Ведь все мы хорошо знаем, что легче предупредить, чем исправлять ту или иную проблему.

Очень надеюсь, что прочитав статью, вы узнаете, какие дети находятся в группе риска, у кого наиболее вероятно возникновение трудностей, что должно быть сформировано как база для успешного овладения грамотой,   для предупреждения дисграфии (нарушения письма) и дислексии(нарушения чтения).

Предупреждение дисграфии и дислексии.


Система преодоления фонетико-фонетического недоразвития (ФФН) у детей.

Практика показывает, что наиболее часто встречающиеся на начальных этапах обучения трудности – обучение письму. Они могут быть вызваны самыми различными причинами: дефицитом или задержкой в развитии различных функций (зрения, моторики, слуха), задержкой речевого развития, отклонениями в состоянии здоровья и т. д. Рассматривая различные нарушения письма в начальной школе можно выделить несколько групп риска, т.е. групп детей у которых наиболее вероятно возникновение этих трудностей.

  1.  Дети, имеющие в анамнезе патологию беременности и родов у мамы, родовые травмы, инфекционные и другие тяжёлые заболевания в возрасте до 1 года.
  2. Дети ослабленные, часто болеющие. Как правило, это худенькие, бледные детки, физически недостаточно развитые, и хотя уровень их интеллектуального развития может быть высок, могут возникнуть серьёзные проблемы.
  3. Дети с различными неврологическими нарушениями. Немало детей с черепно-мозговыми травмами.
  4. Большую «группу риска» составляют дети, у которых имеется задержка в развитии тех или иных функций. Причём задержки эти видны ещё до школы.
  5. Но самая многочисленная, требующая особого внимания, специальной и длительной работы ещё до школы, это группа с фонетико-фонетическим недоразвитием.

Как показывают исследования Р.Е. Левиной, Н. А. Никашиной, Л.Ф. Спировой и др., готовность к звуковому анализу у логопатов-дошкольников почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. Поэтому дети с различными нарушениями, в том числе и с ФФН не в состоянии полностью овладеть письмом и чтением в условиях массовой школы.

Своевременное выявление детей с фонетико-фонетическим недоразвитием, проведение специально организованного обучения позволяет не только исправить речевой дефект, но и полностью подготовить их к обучению в школе, дать им необходимые и полезные навыки учебной деятельности.

Обучение грамоте – одно из основных  мест в общей системе преодоления фонетико-фонематической недостаточности у детей дошкольного возраста.

Обучение ведётся аналитико-синтетическим методом, который включает два процесса: звуковой анализ (разложение слов на слоги и звуки) и синтез звуковых элементов (соединение их в слоги и слова). Оно носит элементарно-практический характер и направленно на то, чтобы упорядочить речевые умения и навыки, приобретённые детьми в первый и второй период обучения, а так же способствовать  дальнейшему развитию речи.

          Наряду с закреплением всех полученных знаний и навыков, перед ребёнком ставится новая задача: овладение буквами, объединение букв в слоги и слова, умение охватывать глазами одновременно две буквы и уяснить значение  прочитанного. Обучение чтению тесно связано с письмом.

Устная речь – это автоматизированный процесс, навык, рефлекс. Чтение и письмо как рефлекс появиться не могут, нужно обучение. При чтении преобладают процессы синтетические, при письме аналитические.

Что должно быть сформировано как база успешного овладения грамотой?

Основным методическим приёмом в работе является одновременность, параллельность работы над устной речью, развитием фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, чтением и печатаньем.

Основным приёмом при овладении чтением слога является чтение по следам анализа. При этом слог или слова после предварительного анализа складываются из букв разрезной азбуки, а затем, непосредственно за разложением слов на слоги и звуки следует обратный процесс – соединение звуков в слоги и чтение слов по слогам.

Чтобы приучить ребёнка к умственному труду, необходимо сделать его интересным, занимательным. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее. В игре ребёнок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат.

Работа по обучению грамоте начинается с закрепления названий букв-символов. Обыгрывание внешнего вида буквы способствует более прочному её усвоению, а также дифференциации от других букв. Закреплению символов помогают такие приёмы: отгадывание на какой предмет похожа буква, ощупывание пластмассовых букв, определение их с закрытыми глазами, лепка букв из пластилина, составление их из палочек, переделывание букв из тех же палочек, с добавлением или с меньшим количеством, печатанье букв в воздухе, пальцем на парте, затем в тетрадях простым карандашом, ходьба по буквам, отгадывание буквы, зашифрованной в картинках, определение букв по половине буковки, допечатывание  половины буковки, показ правильно напечатанной буквы.

Все эти примеры направлены  на развитие  оптико-пространственных дифференцировок, на предупреждение оптических и графических дисграфий. При чтении происходит восприятие графемы, т.е. перешифровка в моторике стереотипа звука. При письме происходит воспроизведение слышимых звуков, воспринятая фонема воспроизводится в графему. Поэтому, перечисленные упражнения создают оптико-пространственную систему, способствующую более легкому узнаванию букв, их начертания, подыскиванию нужной буквы.

Схемы слов - это своеобразное моделирование звуко – слогового состава слова, они помогают детям наглядно представить, сколько в слове слогов и звуков, какова их последовательность, и что особенно важно, характер связи между звуками. Использование схем на разных этапах всего периода обучения, является важным условием развития фонематического слуха, умение производить звуко – слоговой анализ звучащего слова, овладеть продуктивным способом чтения плавно слогами.

           С большим интересом работают дети, когда применяются игры:

Эти игровые моменты направлены также на выработку сознательного чтения, т. е. чтобы дети понимали смысл прочитанного слова, а затем предложения.

Необходимо включить в процесс выработки у детей навыка чтения более широкую, эмоциональную, интересную познавательную деятельность. Разнообразные варианты игр, требующих доказательств.

Очень любят дети расшифровывать слова, зашифрованные в картинках, а также самостоятельно зашифровывать слова, разгадывать кроссворды и ребусы различных видов.

Работа по формированию письменной речи начинается с печатанья букв, затем слогов, слов и предложений.

Для предупреждения дисграфии очень важно выработать у детей устойчивое внимание и  самоконтроль. Для этого можно проводить такие виды работ: списывание букв, слов, предложений с печатного текста. Печатанье по памяти после предварительного разбора слога или слова, или выкладывание их из разрезной азбуки.

           Затем можно перейти к диктантам.

Но главным условием всех работ детей является проверка – выработка орфографической зоркости у ребёнка.

Большое внимание нужно уделять всевозможным преобразованиям слов. Путём замены одного звука, добавление или сокращение звуков дети получают новые слова при этом нужно обращать внимание на то, что изменение только одного звука меняет значение всего слова. Для закрепления навыка сознательного письма можно проводить и такие работы:


Во всех предложенных видах работ и заключается система преодоления фонетико – фонетического недоразвития речи у детей: предупреждение нарушения письменной речи – дисграфии и чтения – дислексии. Хорошо развитая письменная и устная речь обуславливает возможность более глубокого усвоения других учебных дисциплин.

                      Желаю успеха!

ППМС-центр «Развитие» Центрального района Санкт-Петербурга,
191015, Санкт-Петербург, Очаковская ул., д. 2а, тел. +7 (812) 271-69-77, razvit.centr@obr.gov.spb.ru